В Таиланде живут люди разных национальностей, но самым загадочным этносом исследователи считают проживающих на юге страны морских цыган. Почти всю свою жизнь представители этого народа проводят на воде.
Учёные характеризуют морских цыган как австронезийскую этническую группу, члены которой сохраняют кочевую морскую культуру. Об этих кочевниках в Азии принято говорить, что они рождаются, живут и умирают на своих лодках, а пуповины их детей погружаются в море.
В Таиланде крупные поселения морских цыган есть в провинциях Краби и Пхангнга, а также на крошечных островах Сурин, расположенных в 60 км от побережья. Тайцы рассказывают, что раньше морские цыгане вели более кочевой образ жизни и в основном жили в своих лодках-кабангах. Кстати, настоящие кабанги традиционно делаются из цельного полого бревна: их можно узнать по раздвоенному носу и корме, известным как развилка.
Исследователи отмечают: прекрасное знание моря позволяет морским цыганам жить за счёт морской фауны и флоры, используя простые инструменты — сети и копья — в поисках пищи. То, что не потребляется, сушится на лодках, а затем используется для обмена на другие предметы первой необходимости на местных рынках.
Будучи опытными ныряльщиками и мореплавателями, морские цыгане собирают моллюсков и ловят рыбу, которую позже продают или обменивает на свой основной продукт — рис. Тайцы уверены, что морские кочевники обладают способностью задерживать дыхание под водой на время, которое намного превосходит возможности обычного здорового человека.
В результате многие рыбаки в Таиланде и Мьянме пользуются услугами морских цыган, которые помогают им ловить рыбу, ставить сети и собирать моллюсков.
До сегодняшнего дня почти все живущие в водах Мьянмы или Таиланда кочевники-мореплаватели остаются людьми без гражданства: впрочем, их этот факт не особо беспокоит. Вся культура морских цыган, последних морских кочевников на Земле, ориентирована на устойчивое взаимодействие с морской средой. Тайцы говорят, что они относятся к океану с уважением, которого он заслуживает, и это чистая правда.